Цветовое пространство
6.1.1. Цветовое пространство
Трехмерность цвета дает основание выразить его в виде вектора в пространстве.
Выберем систему прямоугольных координат (Рисунок 6.1) и обозначим координатные оси символами основных цветов, например RGB. Отложим на осях числа, выражающие цветовые координаты. Положим для примера, что цвет Ц задан уравнением:
Ц = 4R + 3G + 2B. (6.1)
В соответствии с уравнением проведем вектор Ц. Его проекции на координатные оси есть цветовые составляющие 4R, 3G, 2В.
Используя координатные оси, можно найти векторы любого цвета, получаемого с помощью выбранных основных. Совокупность цветов, выраженная в данной системе основных, называется цветовым пространством системы. Каждой точке этого пространства соответствует определенный цвет, потому что любую точку можно рассматривать как конец вектора, проведенного из начала координат.
В соответствии с третьим законом Грасмана цветовые уравнения, как и обычные алгебраические, аддитивны: если складываются два цвета, то суммарный имеет цветовые координаты, равные сумме координат складываемых цветов. Следовательно, вектор суммарного цвета равен сумме векторов складываемых и может быть найден по правилу параллелограмма.
На первый взгляд векторное представление цвета может показаться излишне формальным, потому что практическое представление о нем никак не связано с одним из свойств векторной величины -- направленностью. Вопрос о том, куда направлен цвет, например голубой, в повседневной жизни бессмыслен. Однако в цветовом пространстве вектор этого цвета имеет вполне определенное направление. Он получается аддитивным сложением синего и зеленого основных. Поэтому вектор голубого цвета лежит в координатной плоскости GB ближе к оси В, если он имеет синеватый оттенок, или к оси G, если он зеленоватого оттенка. Если голубой не насыщен, то его вектор отклонен от плоскости на тот или иной угол.