Цвет и протоколы CAN

         

Субъективные характеристики цвета



2.3.2. Субъективные характеристики цвета

Характер цветового ощущения зависит как от суммар­ной реакции цветочувствительных рецепторов, так и от со­отношения реакций каждого из трех типов рецепторов. Суммарная реакция определяет светлоту, а соотношение ее до­лей — цветность.

Хроматические и ахроматические цвета. Когда излуче­ние раздражает все рецепторы одинаково (единица интен­сивности раздражения — «доля участия в белом»), его цвет воспринимается как белый, серый или как черный. Белый, серый и черный цвета называются ах роматическими. Эти цвета не различаются качественно. Разница в зритель­ных ощущениях при действии на глаз ахроматических из­лучений зависит только от уровня раздражения рецепто­ров. Поэтому ахроматические цвета могут быть заданы, од­ной психологической величиной — светлотой.

Если рецепторы разных типов раздражены неодинаково, возникает ощущение хроматического цвета. Для его описа­ния нужны уже две величины — светлота и цветность. Каче­ственная характеристика зрительного ощущения, определя­емая как цветность, двумерна: складывается из насыщенно­сти и цветового тона.

Насыщенность. В тех случаях, когда все рецепторы разд­ражены почти одинаково, цвет близок к ахроматическому: качество цвета едва выражено. Это, в частности, белый с си­ним оттенком,- синевато-серый и т. д. Чем больше перевес в раздражении рецепторов одного или двух типов, тем сильнее ощущается качество цвета, его хроматичность. Когда, на­пример, возбуждены только красночувствительные рецепто­ры, мы видим чисто-красный цвет, весьма далекий от ахро­матического.

Степень отличия хроматического цвета от ахроматичес­кого называется насыщенностью.

Цветовой тон. Светлота и насыщенность — характерис­тики, недостаточные для полного определения цвета. Когда говорят «насыщенный красный» или «малонасыщен­ный зеленый», то, кроме насыщенности, упоминается цвето­вой тон цвета. Это то его свойство, которое подразумевают в обыденной жизни, когда называют цвет предмета. Несмотря на очевидность понятия, общепризнанного определения тер­мина «цветовой тон» нет. Одно из них дается в такой форме: цветовой тон — это характеристика цвета, определяющая его сходство с известным цветом (неба, зелени, песка и т. д.) и выражаемая словами: «синий, зеленый, желтый и т. д.».

Цветовой тон определяется рецепторами, дающими на­ибольшую реакцию. Если цветовое ощущение формируется в результате одинакового раздражения рецепторов двух ти­пов при меньшем вкладе третьего, то возникает цвет проме­жуточного тона. Так, голубой цвет ощущается при одинаковых реакциях зеленочувствительных и синечувствитель-ных колбочек.

Реакция рецепторов, получивших наименьшее раздраже­ние, определяет насыщенность.

Ощущение желтого возникает при равных реакциях красночувствительных и зеленочувствительных колбочек. .Если усиливать возбуждение красночувствительных, цве­товой тон смещается в сторону оранжевого. Если вызывать раздражение и синечувствительных, насыщенность упадет.

В главе 3 будет показано, что цветовой тон, насыщен­ность и светлота данного цвета зависят не только от спект­рального состава излучения, но и от условий наблюдения, состояния наблюдателя, цвета фона и т. д. Поэтому рассмот­ренные здесь характеристики называются субъективными или психологическими.

2.3.3. Действие сложных излучений на рецепторы сетчатки

При действия на глаз смеси излучений реакции рецепто­ров на каждый из ее компонентов складываются. О цвете смеси можно судить по кривым спектральной чувствитель­ности рецепторов.

Пример 1. Пусть длины волн одинаковых по мощности, например одноваттных, излучений равны:?с — 400 нм, ?3 = 540 нм, ?к = 660 нм. Требуется охарактеризовать цвет смеси.

В этом случае (Рисунок 2.9) первое излучение (показано сплошными линиями) вызывает реакцию Rc = 0,07, второе — две реакции: R3= 1,17 и RK = 0,81, а третье R,. = 0,03. Суммарные реакции равны: Rc = 0,07; R3 = 1, 17 и R = = 0,81+0,03 = 0,84. Следовательно, смесь имеет желто-зе­леный насыщенный цвет (раздражение синечувствительных рецепторов невелико).

С увеличением мощности раздражителя реакции рецеп­торов возрастают. Выбирая мощности и длины волн излу­чений, можно получить самые разнообразные сочетания реакций и, следовательно, ощущение любого цвета.

Пользуясь кривыми основных возбуждений, можно объ­яснить явление метамерности (метамеризма) цвета тем, что разные сочетания раздражений могут вызвать одинаковые соотношения полных реакций.

Пример 2. Одноваттное монохроматическое излучение ? = 490 нм вызывает реакции, находящиеся в соотноше­нии:



Содержание раздела