Цвет и протоколы CAN


Чистый и дополнительный ряды пурпурного



Рисунок 13.9. Полоса цветоделения:




а — к получению полосы; б — положение градационной кривой псевдосерого ряда; в — деформация полосы при нарушении аддитивности плотностей в дополнительном ряду

этом содержатся в переменных количествах — от нуля в чистом ряду до максимума в дополнительном.

Полосы цветоделения, построенные для всех трех цвето­деленных негативов, дают полную картину состояния цве­тоделения при использовании данных красок.

На примере полосы цветоделения удобно продемонстри­ровать так называемые искажения цветоделения по недо­статку краски. Из Рисунок 13.8 видно, что чистый ряд получит при воспроизведении меньше краски, чем дополнительный: негатив чистого ряда имеет большие плотности, чем нега­тив дополнительного. То же графически выражено и поло­сой — градационная кривая чистого ряда расположена пра­вее кривой дополнительного. Снижение плотностей негати­ва дополнительного ряда — следствие вредного поглощения невыделяемых красок.

Однако возможен и другой подход к этим явлениям. За норму количества краски в репродукции можно принять ее содержание как в чистых, так и в дополнительных рядах.

В первом случае дополнительные, как было принято выше, считаются искаженными по избытку краски. Во втором чи­стые ряды рассматриваются как искаженные по недостат­ку.

В соответствии с этими точками зрения можно подби­рать режимы градационного процесса. Если выбрать их так, чтобы цвета чистых рядов оказались достаточно на­сыщенными, то дополнительные получат избыток краски. Последствия этого нежелательны: одно из них — потеря деталей в тенях изображения. Такие искажения либо не­устранимы, либо исправляются с большим трудом. Поэтому при определении режима градационного процесса удобнее принимать за норму количество краски в дополнительных рядах. Тогда чистые оказываются искаженными по ее не­достатку. Этот дефект устраняется легче. Практика поли­графического цветовоспроизведения пользуется именно та­ким подходом: цвета, воспроизводимые одной краской, счи­таются искаженными по ее недостатку. Для повышения их насыщенности применяется ретушь диапозитивов — опти­ческие плотности в нужных местах увеличивают обычны­ми средствами ретуши.

Определим теперь положение градационной кривой псев­досерого ряда относительно полосы цветоделения. Его пер­вое (т. е. белое) поле дает на негативе такую же оптическую плотность, как и первые поля остальных рядов (Рисунок 13.9, б), потому что все они не содержат краски. На втором поле псевдосерого ряда содержание невыделяемых красок неве­лико. Следовательно, плотность его негативного изображе­ния Dc получается большей, чем плотность второго поля дополнительного ряда Dд, которое в оригинале содержит ис­кажающие невыделяемые краски в максимальных количе­ствах. В то же время плотность Dc меньше плотности негатива второго поля чистого ряда, на котором нет невыде­ляемых красок. Поэтому вторая точка кривой псевдосеро­го ряда находится в середине полосы. Следовательно, в се­редине полосы лежат и другие точки, а значит, и вся града­ционная кривая псевдосерого ряда.

На Рисунок 13.9, а и б кривые чистого и дополнительного рядов параллельны. Это можно наблюдать, когда краски подчиняются закону Бугера—Ламберта—Бера, т. е. опти­ческие плотности красочных слоев аддитивны. Причиной нарушения аддитивности могут быть не только отклонения от этого закона, но и другие явления, например взаимо­действие красочных слоев. Если по какой-либо причине аддитивность нарушается, то суммарные оптические плот-

ности полей дополнительного ряда оказываются в оригина­ле меньшими суммы плотностей (а в негативе большими) и эта разница возрастает с ростом количеств красок (Рисунок 13.9, в). В этом случае увеличивается отражение поля ори­гинала, и градационная кривая смещается так, как показа­но на Рисунок 13.9, в. Негатив в области малых плотностей ока­зывается более плотным, чем при нерассеивающих красках, и полоса цветоделения сжимается в верхней ее части.

Градационная кривая псевдосерого ряда служит грани­цей, разделяющей обе области полосы — искажений по из­бытку краски и по ее недостатку. Действительно, любая точ­ка кривой указывает негативные плотности, которыми вос­производятся количества краски, как раз нужные для обра­зования серого цвета. Если негативные плотности оказы­ваются большими, чем следует из кривой, то краски в ре­продукции серого ряда содержится меньше, чем необходимо для того, чтобы цвет получился действительно серым. Это расценивается как недостаток краски. Если же плотности негатива меньше, чем того требует кривая, то это приводит к избытку краски: поле приобретает соответствующий цве­товой тон. Поэтому часть полосы, лежащая выше кривой псевдосерого ряда, — область искажений по недостатку, а та, которая расположена ниже, — область искажений по избытку (Рисунок 13.9, б).

Таким образом, информация, содержащаяся в полосе цветоделения, обширна. О цветоделительных свойствах можно судить по ширине полосы, о степени светорассеяния в красочных слоях (или других нелинейных искажениях) — по углу между кривыми, ограничивающими полосу, и, на­конец, по ширине верхней и нижней частей полосы — об искажениях по недостатку и избытку краски.

Полоса цветоделения, показанная на Рисунок 13.9, была предложена Н. Д. Нюбергом. Иногда ее строят иначе. В. А. Зернов предложил откладывать по оси ординат вели­чины, определяющие требуемые количества краски, а по оси абсцисс — фактически получаемые. Л. Ф. Артюшин пользуется полосой, построенной в координатах Dэф (сп).

13.6. МЕРА КОЛИЧЕСТВА КРАСКИ

Одним из услоьий точного воспроизведения цветов ори­гинала служит строгая согласованность (сбалансирован­ность) частичных изображений по градации — контрасту, количествам красок, степени проработки теневых и свето­вых деталей. Если это условие не соблюдено, то хроматические цвета оригинала при воспроизведении искажаются по цветовому тону, а ахроматические приобретают тот или иной тон. Например, в случае, когда желтое частичное изобра­жение содержит меньше краски, чем голубое, зеленые уча­стки оригинала получаются на репродукции сине-зелеными, а серые — синеватыми.

В основе представлений о балансе находится понятие о мере количества краски. Не установив указанную меру, нельзя сделать заключение о соотношении количеств кра­сок, например желтой и голубой. Если не установлена ме­ра, то непонятно, что означает «мало» желтой.

В теории цветовоспроизведения принято устанавливать количество краски по ее вкладу в образование нейтраль­ного по цвету поля. Краски, взятые в одинаковых количе­ствах, определяемых указанной мерой, дают при их трой­ном наложении (голубая + пурпурная + желтая) ахрома­тическое поле — серое или черное. Опыт показывает, что количества красок, сбалансированные «по серому», обеспе­чивают и правильное воспроизведение (при точном цветоде­лении) хроматических цветов. Аналогичный принцип ис­пользуется и при количественном выражении реакций цве-тоощущающих рецепторов глаза: если цвет ощущается как ахроматический, то реакции фоторецепторов считаются равными.

В черно-белой репродукции и, в частности, в фотогра­фии количество краски (например, металлического серебра) выражают через оптическую плотность почернения. Эта мера связана с концентрацией краски линейно, по закону Бугера—Ламберта—Бера, и в то же время служит мерой светлоты в соответствии с законом Вебера—Фехнера.

Сравнивать количества красок субтрактивного синтеза по их концентрации (поверхностной или объемной) не име­ет смысла прежде всего потому, что такая оценка учитывает удельную массу краски, которая не имеет отношения к цве­товоспроизведению. Тождественные по цветности краски могут обладать разными удельными показателями поглоще­ния к, или, как говорят, разной интенсивностью. Следова­тельно, взятые в одинаковых поверхностных- концентрациях сп они отражают излучения, вызывающие разные по уров­ню реакции рецепторов глаза. Поле, образованное наложе­нием всех трех красок, взятых в одинаковых поверхностных концентрациях, по этой причине только случайно может получиться ахроматическим — серым или черным.

Ахроматическим считается цвет, который возникает в результате одинаковых реакций всех трех приемников данного анализатора (т. е. глаза, позитивного цветофотографи-ческого материала, электронного цветоделителя и т. д.). Однако кривые спектральной чувствительности приемников разных анализаторов не совпадают. Поэтому «серая» в отношении цветофотографического позитивного материала шкала может оказаться не серой в отношении глаза, и на­оборот — визуально серая шкала может копироваться на разные слои цветофотографического материала по-разному, не давая нейтрально-серого изображения.

Поэтому мера количества краски, определяемая ее «вкла­дом в серое», зависит от типа анализатора. Иными словами, для изображения, предназначенного для рассматривания, существует одна мера количества краски, а для изображе­ния, которое изготовлено для последующего копирования, — другая.

В качестве меры, отвечающей изложенным выше пред­ставлениям о «вкладе в серое», принята эффективная плотность Dэф?, определяемая как логарифмирован­ное отношение эффективного потока Рэф0? падающего на ок­рашенную поверхность, к эффективному потоку Рэф?, от­раженному ею:









Начало  Назад  Вперед