Кривые поглощения красителей
Рисунок 14.17. Пурпурный клин; желтая компонента компенсирует вредную составляющую реального пурпурного изображения
идеальных, имея не голубой, а зеленовато-голубой, не пурпурный, а красновато-пурпурный цвета и довольно близкий к идеальному желтый.
Рассмотрим процесс на примере маскирования пурпурного изображения. Цвет соответствующего красителя можно получить, смешивая чисто-пурпурный (пунктирная кривая 1 на Рисунок 14.16) с небольшим количеством чисто-желтого (кривая 2) и пренебрежимо малым количеством голубого (кривая 3), которое в дальнейшем учитываться не будет.
Пусть в пурпурном слое материала образуется изображение в виде непрерывного клина (Рисунок 14.17), обозначенного Пр (пурпурный реальный). Его можно представить как совокупность двух клиньев — чисто-пурпурного Пи, образованного краской /, близкой к идеальной (Рисунок 14.16), и желтого Жи, образованного краской 2. Последний нужно рассматривать как вредное изображение, которое следует устранить маскированием. Та часть эмульсионного слоя, в которой изображение не образовалось (отмечено точками), — тоже клин, но его оптические плотности растут в сторону уменьшения плотностей вредного желтого. Если бы эта, неиспользуемая часть эмульсионного слоя была желтой и имела бы те же плотности, что и вредный клин, то вместе они образовали бы равномерный светофильтр, плотности которого не зависят от плотностей пурпурного изображения. Оптически это тот же процесс маскирования позитива негативом, который ведется при проекционном маскировании.
Компенсирующий клин, а в общем случае нужный по распределению плотностей негатив, можно получить, если в качестве «пурпурной» компоненты взять не бесцветное, как в обычных цветных материалах, а желтое вещество. (При строгой коррекции следует учитывать и поглощение в красной зоне, которое эквивалентно примеси голубой краски 3; Рисунок 14.16.) Маска, образованная по такому принципу, называется внутренней.
Подобным же образом маскируется и голубое изображение. Из рисунка 14.1 видно, что маскирующая компонента в этом случае должна компенсировать вредные поглощения красителя в зеленой зоне спектра, т. е. быть пурпурной (или, если учесть слабое поглощение красителя в синей зоне, красно-пурпурной).
Желтое изображение имеет достаточно удовлетворительное распределение оптических плотностей по спектру, и поэтому его не маскируют. Из рисунка видно, что если бы маскирование потребовалось, то процесс можно было бы осуществить с помощью «желтой» компоненты, имеющей пурпурный цвет.
Действие на копировальные свойства негатива светофильтров, образованных вредными изображениями совместно с закрывающими их масками, может быть компенсировано разными способами. Наиболее простой — применение при копировании компенсационных светофильтров. Цвет светофильтра должен быть дополнительным к суммарному цвету вредного изображения и его маски. Система «маска — вредное изображение — компенсационный светофильтр» образует серый светофильтр, влияющий на выдержку при копировании, но не на баланс позитива.
Практически же в большинстве случаев для получения копии с маскированных негативов применяют специальные позитивные материалы. Соотношение чувствительностей их эмульсионных слоев изменено в сравнении с обычными материалами с расчетом на экранирующее действие масок и компенсируемых ими изображений.
Внутреннее маскирование удобно тем, что цветокоррек-тирование совершается полностью автоматически, без дополнительных усилий на расчет и изготовление масок. Все трудности процесса переносятся на предприятия, изготавливающие материалы, причем главным образом — на стадию освоения технологии изготовления пленки.
14.5. КОНТАКТНОЕ МАСКИРОВАНИЕ СЛАЙДОВ 14.5.1. Маскирование единой цветной маской
Для маскирования слайдов можно было бы применять методы, изложенные выше, и использовать маски, каждая из которых компенсирует одно из вредных изображений. Эти маски, называемые раздельными, получаются копированием оригинала с использованием трех соответствующим образом выбранных светофильтров, выделяющих вредные изображения. Однако успехи фотомеханики и химической промышленности позволили значительно упростить процесс маскирования слайдов путем изготовления одной маски, единой для всех трех изображений, составляющих оригинал. Суть процесса состоит в том, что в масковой пленке образуются элементарные маски, каждая из которых используется при определенных условиях (спектральных или экспозиционных) и маскирует изображение, находящееся в том или ином слое слайда-оригинала. Изменяя условия, можно «включать» нужную элементарную маску.
Известны две группы методов маскирования единой маской — маскирование цветной и маскирование черно-белой маской.
Продемонстрируем методы, составляющие первую группу, на примере получения единой маски на пленке «Три-маск» (фирма «Кодак»). Схема строения пленки показана на Рисунок 14.18, где слева указаны зоны спектра, к которым чувствителен данный эмульсионный слой (цифры обозначают его порядковый номер), а справа—компоненты, содержащиеся в нем, и, следовательно, цвета частичных изображений. Как следует из рисунка, пленка содержит пять эмульсионных слоев, последовательно нанесенных на подложку. Верхний слой отделен от следующего желтым светофильтром, подобным тому, который содержится в обычном цветном материале.
На пленку «Тримаск» контактно копируют оригинал-слайд (Рисунок 14.19, а). Желтое поле слайда действует на красно- и зеленочувствительные слои пленки, пурпурное — на сине- и красночувствительные, голубое— на сине- и зелено-чувствительные. После проявления получают единую маску — изображение, в котором находятся элементарные маски (Рисунок 14.19,6). Каждая из них предназначена для исправления определенного частичного изображения, нахо-