Цвет и протоколы CAN


Кривые поглоще­ния красителей



Рисунок 14.17. Пурпурный клин; желтая компонента ком­пенсирует вредную состав­ляющую реального пурпур­ного изображения




идеальных, имея не голубой, а зеленовато-голубой, не пур­пурный, а красновато-пурпурный цвета и довольно близкий к идеальному желтый.

Рассмотрим процесс на примере маскирования пурпур­ного изображения. Цвет соответствующего красителя мож­но получить, смешивая чисто-пурпурный (пунктирная кри­вая 1 на Рисунок 14.16) с небольшим количеством чисто-желто­го (кривая 2) и пренебрежимо малым количеством голубо­го (кривая 3), которое в дальнейшем учитываться не будет.

Пусть в пурпурном слое материала образуется изобра­жение в виде непрерывного клина (Рисунок 14.17), обозначен­ного Пр (пурпурный реальный). Его можно представить как совокупность двух клиньев — чисто-пурпурного Пи, об­разованного краской /, близкой к идеальной (Рисунок 14.16), и желтого Жи, образованного краской 2. Последний нужно рассматривать как вредное изображение, которое следует устранить маскированием. Та часть эмульсионного слоя, в которой изображение не образовалось (отмечено точками), — тоже клин, но его оптические плотности растут в сторону уменьшения плотностей вредного желтого. Если бы эта, неиспользуемая часть эмульсионного слоя была желтой и имела бы те же плотности, что и вредный клин, то вместе они образовали бы равномерный светофильтр, плотности ко­торого не зависят от плотностей пурпурного изображения. Оптически это тот же процесс маскирования позитива не­гативом, который ведется при проекционном маскировании.

Компенсирующий клин, а в общем случае нужный по распределению плотностей негатив, можно получить, если в качестве «пурпурной» компоненты взять не бесцветное, как в обычных цветных материалах, а желтое вещество. (При строгой коррекции следует учитывать и поглощение в крас­ной зоне, которое эквивалентно примеси голубой краски 3; Рисунок 14.16.) Маска, образованная по такому принципу, на­зывается внутренней.

Подобным же образом маскируется и голубое изобра­жение. Из рисунка 14.1 видно, что маскирующая компонента в этом случае должна компенсировать вредные поглощения красителя в зеленой зоне спектра, т. е. быть пурпурной (или, если учесть слабое поглощение красителя в синей зо­не, красно-пурпурной).

Желтое изображение имеет достаточно удовлетворитель­ное распределение оптических плотностей по спектру, и по­этому его не маскируют. Из рисунка видно, что если бы мас­кирование потребовалось, то процесс можно было бы осу­ществить с помощью «желтой» компоненты, имеющей пур­пурный цвет.

Действие на копировальные свойства негатива свето­фильтров, образованных вредными изображениями совмест­но с закрывающими их масками, может быть компенсиро­вано разными способами. Наиболее простой — применение при копировании компенсационных светофильтров. Цвет светофильтра должен быть дополнительным к суммарному цвету вредного изображения и его маски. Система «маска — вредное изображение — компенсационный светофильтр» об­разует серый светофильтр, влияющий на выдержку при ко­пировании, но не на баланс позитива.

Практически же в большинстве случаев для получения копии с маскированных негативов применяют специальные позитивные материалы. Соотношение чувствительностей их эмульсионных слоев изменено в сравнении с обычными мате­риалами с расчетом на экранирующее действие масок и компенсируемых ими изображений.

Внутреннее маскирование удобно тем, что цветокоррек-тирование совершается полностью автоматически, без до­полнительных усилий на расчет и изготовление масок. Все трудности процесса переносятся на предприятия, изготав­ливающие материалы, причем главным образом — на ста­дию освоения технологии изготовления пленки.

14.5. КОНТАКТНОЕ МАСКИРОВАНИЕ СЛАЙДОВ 14.5.1. Маскирование единой цветной маской

Для маскирования слайдов можно было бы применять методы, изложенные выше, и использовать маски, каждая из которых компенсирует одно из вредных изображений. Эти маски, называемые раздельными, получаются копи­рованием оригинала с использованием трех соответствую­щим образом выбранных светофильтров, выделяющих вред­ные изображения. Однако успехи фотомеханики и химиче­ской промышленности позволили значительно упростить процесс маскирования слайдов путем изготовления одной маски, единой для всех трех изображений, составляющих оригинал. Суть процесса состоит в том, что в масковой плен­ке образуются элементарные маски, каждая из которых ис­пользуется при определенных условиях (спектральных или экспозиционных) и маскирует изображение, находящееся в том или ином слое слайда-оригинала. Изменяя условия, можно «включать» нужную элементарную маску.

Известны две группы методов маскирования единой мас­кой — маскирование цветной и маскирование черно-бе­лой маской.

Продемонстрируем методы, составляющие первую груп­пу, на примере получения единой маски на пленке «Три-маск» (фирма «Кодак»). Схема строения пленки показана на Рисунок 14.18, где слева указаны зоны спектра, к которым чув­ствителен данный эмульсионный слой (цифры обозначают его порядковый номер), а справа—компоненты, содержа­щиеся в нем, и, следовательно, цвета частичных изображе­ний. Как следует из рисунка, пленка содержит пять эмуль­сионных слоев, последовательно нанесенных на подложку. Верхний слой отделен от следующего желтым светофильтром, подобным тому, который содержится в обычном цветном материале.

На пленку «Тримаск» контактно копируют оригинал-слайд (Рисунок 14.19, а). Желтое поле слайда действует на крас­но- и зеленочувствительные слои пленки, пурпурное — на сине- и красночувствительные, голубое— на сине- и зелено-чувствительные. После проявления получают единую мас­ку — изображение, в котором находятся элементарные мас­ки (Рисунок 14.19,6). Каждая из них предназначена для ис­правления определенного частичного изображения, нахо-









Начало  Назад  Вперед


Книжный магазин