Цвет и протоколы CAN


ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О РАСТРОВОМ ВОСПРОИЗВЕДЕНИИ



15.1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О РАСТРОВОМ ВОСПРОИЗВЕДЕНИИ

В разделе 11.2 мы познакомились со стадиями процес­са цветовоспроизведения: цветоделительной, градационной и синтетической.

Техническое оформление цветоделения в разных слу­чаях воспроизведения цветного объекта может быть раз­личным. Например, в полиграфии это — последовательная съемка оригинала через цветоделительные светофильтры. А в цветной фотографии — бесфильтровое экспонирование многослойного цветофотографического материала от объек­та — процесс, основанный на использовании разной зональ­ной чувствительности эмульсионных слоев материала. Од­нако, несмотря на внешние различия, сущность цветоделе­ния в обоих примерах одна и та же: выделение изображений, образованных зональными составляющими, для последую­щей фотографической регистрации.

Синтетическая стадия в разных способах получения изо­бражений различается уже в большей степени не только по внешним признакам, но и по сущности протекающих явле­ний. В цветной фотографии она состоит в получении совме­щенных сплошных однокрасочных изображений и в резуль­тате этого — в субтрактивном синтезе цветов. При воспро­изведении же оригинала средствами высокой и плоской пе­чати совмещаются дискретные (растровые) изображения, и цвета репродукции образуются путем так называемого авто­типного (от греческого аотост — сам, т. е. без помощи че­ловека, и тьлоа — отпечаток, форма) синтеза. Его за­кономерности связаны со свойствами растрового изображе­ния, которое получается разбиением тонового изображения на мелкие штриховые элементы.

Однако наибольшие различия между полиграфическим и собственно фотографическим воспроизведением приходят­ся на долю градационной стадии процесса. Это связано со следующими обстоятельствами. Во-первых, полиграфиче­ское воспроизведение складывается из большого числа гра­дационных стадий (собственно фотографический процесс, копирование, изготовление форм, печатание), и поэтому здесь вероятность возникновения и накопления градацион­ных искажений особенно велика. Во-вторых, сплошное изображение оригинала преобразуется в растровую репро­дукцию, а ее свойства (а также свойства промежуточных изо­бражений) подчиняются закономерностям растрового про­цесса, отличным от закономерностей обычного тонового. В связи с тем что полиграфическая репродукция растро­вая, при анализе градационной и синтетической стадий не­обходимо принимать во внимание особенности этого вида воспроизведения. Поэтому настоящая глава дает представ­ление об основных свойствах растрового изображения. В следующей главе, опираясь на эти представления, будут рас­смотрены основные соотношения автотипного синтеза цве­та и особенности градационного процесса при полиграфиче­ском воспроизведении.

При получении оттисков высокой и плоской печати нель­зя создать градацию светлот изменением толщины красоч­ного слоя, так как краска наносится на печатную форму слоем постоянной толщины и так же переносится с формы на бумагу. Поэтому при воспроизведении изображения в полиграфии (кроме глубокой печати) светлотные переходы достигаются в результате разбиения красочного слоя на мелкие штриховые элементы. При этом размеры промежут­ков между штрихами таковы, что указанные элементы на­ходятся на границе зрительного разрешения. Поэтому поле, образованное мелкими штрихами, воспринимается зрительно как светлое, а образованное крупными — как темное. Такие мелкие штрихи будем называть микро­штрихами или растровыми элементами. Для преобразования обычного полутонового изображения в микроштриховое его фотографируют через проекционный или контактный растр (от лат. rastrum — грабли, мотыга). Проекционный растр представляет собой решетку, образо­ванную пересечением непрозрачных линий, а контактный растр — систему закономерно расположенных мелких по­лутоновых элементов, как правило, образующих также род решетки. Кроме того, существуют так называемые нерегулярные растры, решетка которых образована беспорядочно расположенными элементами.

Оптическое изображение оригинала разбивается решет­кой на растровые оптические элементы, составляющие растровое оптическое изображение. Его фотографическая регистрация дает растровое фотографическое изображение, состоящее из микроштриховых элементов, каждый из кото­рых имеет практически постоянную оптическую плотность. Растровый негатив копируют на формный материал, гото­вят печатную форму, а с нее получают растровый оттиск.

Поскольку цветное полиграфическое изображение обра­зовано наложением однокрасочных, то, прежде чем рас­сматривать автотипный синтез, необходимо изучить свойст­ва однокрасочных растровых изображений.









Начало  Назад  Вперед


Книжный магазин