Цвет и протоколы CAN


ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ



13.1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

В главе 12 были рассмотрены общие принципы воспро­изведения цветного оригинала реальными красками и основ­ные трудности, возникающие при их использовании. Это, во-первых, ограниченность цветового охвата в связи со светорассеянием в красочных слоях и сложность расчета цветов наложений. Во-вторых, затруднения, связанные с неизбежностью замены идеальных — зональных — красок реальными, имеющими поглощение в нескольких зонах. Вследствие такой замены происходят искажения цветов репродукции, называемые цветоделительными.

Техника цветовоспроизведения усложняется растровым характером изображения в полиграфической технологии, диффузией красок из одного эмульсионного слоя в другой в цветной фотографии и т. д.

Учет этих факторов, а также некоторых других, которые будут рассмотрены ниже, довольно сложен. Однако на по­мощь исследователям и практикам пришел метод, позво­ляющий значительно упростить решение ряда задач, кото­рые ставит теория. Его предложил в 30—40-х гг. Н. Д. Ню-берг. Значение его работ для теории цветовоспроизведения сравнимо со значением трудов Хертера и Дриффильда, ко­торые, открыв характеристическую кривую, заложили ос­новы научной фотографии.

Метод основан на положении о том, что все отражающие тела, имеющие одинаковые цвета, одинаково фотографиру­ются в данных условиях цветоделения. Иными словами, характер воспроизведения цвета несветящегося объекта не зависит от его природы. Если, например, цвета ткани, по­мидора и красочного пятна имеют одинаковые цветовые координаты, то все эти предметы при одинаковых условиях фотографирования дают на цветоделенных негативах рав­ные плотности. Все метамерные цвета неразличимы не толь­ко зрительно, но и одинаково действуют на фотографичес­кий приемник. Отсюда следует, что объекты, воспроизведе­ние которых требует наложения известных количеств кра­сок, воспроизводятся так же, как слои этих красок, нало­женные друг на друга. Такое свойство метамерных цветов позволяет изучать процесс цветовоспроизведения не на мно­жестве разных объектов, а на одном — красочных нало­жениях, взятых во всевозможных комбинациях и содержащих, следовательно, все цвета, которые дает данная систе­ма красок субтрактивного синтеза.

Объект воспроизведения, представляющий собой систе­му наложений красок и заменяющий произвольный при изучении и контроле процесса, называется оригина­лом-дубликатом или просто дубликатом (иногда в полиграфии его называют модельным ори­гинале м). Л. Ф. Артюшин завершил разработку тео­рии его воспроизведения. Она получила название д у б-ликационной теории.

Одно из преимуществ оригинала-дубликата перед про­извольным состоит в том, что заранее известно, какими ко­личествами красок образовано его любое поле и какие, сле­довательно, должна содержать точная репродукция. В то же время любой участок произвольного оригинала, как бу­дет показано ниже, фотографируется и воспроизводится так же, как тождественное ему по цвету поле дубликата. Из этого следует, что все погрешности цветовоспроизведе­ния, выявленные на репродукции дубликата, относятся и к изображению любого оригинала. Если, например, на неко­тором поле репродукции дубликата будет обнаружен из­быток краски, то это значит, что точно такой же избыток искажает и соответствующий цвет изображения какого угодно объекта, воспроизведенного в тех же условиях.

Цвета произвольного оригинала можно разделить на входящие в охват данной триады и выпадающие из него. Цвета, входящие в охват, содержатся в дубликате, а вы­падающие из него трансформированы: насыщенные превра­щены в менее насыщенные; невоспроизводимые по цвето­вым тонам — в более или менее близкие к цветам реально­го оригинала. Очевидно, трансформированные цвета — предел возможностей данного метода получения цветного изображения. Изучать воспроизведение принципиально невоспроизводимых цветов нет смысла.

Оригинал, выполненный красками субтрактивного син­теза, представляет собой своеобразный субтрактивный ко­лориметр. Сравнивая дубликат с произвольным объектом, можно определить, какие количества красок нужны для воспроизведения цветов объекта, т. е. найти их субтрактив-ные координаты, причем с учетом побочных явлений при синтезе: взаимного влияния красок, их впитывания в бу­магу, мутности. Это освобождает от необходимости рассчи­тывать количества красок с учетом факторов синтеза, что особенно важно, так как надежных методов расчета пока нет.

Разница субтрактивных координат оригинала-дубли­ката и репродукции — количественная характеристика ис­кажения цвета в данном процессе.

Прежде чем детально рассматривать дубликационную теорию, необходимо остановиться на положении, лежащем в ее основе: показать, что участки разных поверхностей, имеющие одинаковые цвета, фотографируются одинаково.









Начало  Назад  Вперед


Книжный магазин