Цвет и протоколы CAN

челси |

СЛОЖЕНИЕ ЦВЕТОВ



4.1. СЛОЖЕНИЕ ЦВЕТОВ

Если на глаз действует смесь излучений, то реакции ре­цепторов на каждое из них складываются. Смешение окра­шенных световых пучков дает пучок нового цвета. Смесь красок или окрашенных жидкостей имеет также иной цвет, чем каждый из ее компонентов. Эффект получения нового цвета в результате смешения излучений или сред, например красок, получил название сложения цветов. Изучение за­кономерностей эффекта показало, что в основе эффектов сме­шения излучений и смешения сред лежат неодинаковые фи­зические явления. Например, смесь желтой и синей красок имеет зеленый цвет, а желтого и синего излучений — белый. Неодинаково влияет в этих случаях и изменение количества носителя цвета: при росте концентрации красок в смеси ее светлота падает, а при увеличении мощности излучений, на­оборот, возрастает.

В связи с этим различают два типа сложения — аддитив­ное (смешение излучений) и субтрактивное (смешение сред). Названия связаны с тем, что при смешении излучений их действия складываются. Каждая из смешиваемых сред, на­оборот, поглощает определенные излучения, вычитая их из светового пучка, направленного на смесь.

Эффект получения нового цвета наблюдается не только при смешении излучений или красок, но и в ряде других слу­чаев. Примером служит получение нового цвета при быстром чередовании окрашенных участков. Наблюдая вращающий­ся волчок, плоскость которого разделена на разноокрашен-ные секторы, наблюдатель видит новый цвет, отличный от цветов каждого из них. Сложение цветов в этом случае — результат зрительной инерции.

Еще один пример. Если на некотором изображении — рисунке или картине — размеры разноцветных штрихов или мелких пятен и расстояния между ними оказываются за пределами разрешающей способности глаза, то участок име­ет иной цвет, чем штрихи: их цвета складываются. Иногда это явление объясняют непроизвольными движениями глаза (см. с. 12), и как следствие — сложением последовательных образов. Пример такого, как говорят, пространственного синтеза цвета приведен на Рисунок 4.1 (на вклейке).

В последних двух случаях образование нового цвета под­чиняется закономерностям аддитивного сложения.

Получение заданного цвета сложением других называет­ся его синтезом. Аддитивный синтез используется главным образом при измерении цветов, а субтрактивный — при воспроизведении цветных оригиналов в цветной фотогра­фии и полиграфии. Поэтому в этой главе будет рассмотрен подробно только аддитивный синтез, а субтрактивный — лишь схематически. Его количественные соотношения да­ются в части III.









Начало  Назад  Вперед