ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
9.1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
13.1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
В главе 12 были рассмотрены общие принципы воспроизведения цветного оригинала реальными красками и основные трудности, возникающие при их использовании. Это, во-первых, ограниченность цветового охвата в связи со светорассеянием в красочных слоях и сложность расчета цветов наложений. Во-вторых, затруднения, связанные с неизбежностью замены идеальных — зональных — красок реальными, имеющими поглощение в нескольких зонах. Вследствие такой замены происходят искажения цветов репродукции, называемые цветоделительными.
Техника цветовоспроизведения усложняется растровым характером изображения в полиграфической технологии, диффузией красок из одного эмульсионного слоя в другой в цветной фотографии и т. д.
Учет этих факторов, а также некоторых других, которые будут рассмотрены ниже, довольно сложен. Однако на помощь исследователям и практикам пришел метод, позволяющий значительно упростить решение ряда задач, которые ставит теория. Его предложил в 30—40-х гг. Н. Д. Ню-берг. Значение его работ для теории цветовоспроизведения сравнимо со значением трудов Хертера и Дриффильда, которые, открыв характеристическую кривую, заложили основы научной фотографии.
Метод основан на положении о том, что все отражающие тела, имеющие одинаковые цвета, одинаково фотографируются в данных условиях цветоделения. Иными словами, характер воспроизведения цвета несветящегося объекта не зависит от его природы. Если, например, цвета ткани, помидора и красочного пятна имеют одинаковые цветовые координаты, то все эти предметы при одинаковых условиях фотографирования дают на цветоделенных негативах равные плотности. Все метамерные цвета неразличимы не только зрительно, но и одинаково действуют на фотографический приемник. Отсюда следует, что объекты, воспроизведение которых требует наложения известных количеств красок, воспроизводятся так же, как слои этих красок, наложенные друг на друга. Такое свойство метамерных цветов позволяет изучать процесс цветовоспроизведения не на множестве разных объектов, а на одном — красочных наложениях, взятых во всевозможных комбинациях и содержащих, следовательно, все цвета, которые дает данная система красок субтрактивного синтеза.
Объект воспроизведения, представляющий собой систему наложений красок и заменяющий произвольный при изучении и контроле процесса, называется оригиналом-дубликатом или просто дубликатом (иногда в полиграфии его называют модельным оригинале м). Л. Ф. Артюшин завершил разработку теории его воспроизведения. Она получила название д у б-ликационной теории.
Одно из преимуществ оригинала-дубликата перед произвольным состоит в том, что заранее известно, какими количествами красок образовано его любое поле и какие, следовательно, должна содержать точная репродукция. В то же время любой участок произвольного оригинала, как будет показано ниже, фотографируется и воспроизводится так же, как тождественное ему по цвету поле дубликата. Из этого следует, что все погрешности цветовоспроизведения, выявленные на репродукции дубликата, относятся и к изображению любого оригинала. Если, например, на некотором поле репродукции дубликата будет обнаружен избыток краски, то это значит, что точно такой же избыток искажает и соответствующий цвет изображения какого угодно объекта, воспроизведенного в тех же условиях.
Цвета произвольного оригинала можно разделить на входящие в охват данной триады и выпадающие из него. Цвета, входящие в охват, содержатся в дубликате, а выпадающие из него трансформированы: насыщенные превращены в менее насыщенные; невоспроизводимые по цветовым тонам — в более или менее близкие к цветам реального оригинала. Очевидно, трансформированные цвета — предел возможностей данного метода получения цветного изображения. Изучать воспроизведение принципиально невоспроизводимых цветов нет смысла.
Оригинал, выполненный красками субтрактивного синтеза, представляет собой своеобразный субтрактивный колориметр. Сравнивая дубликат с произвольным объектом, можно определить, какие количества красок нужны для воспроизведения цветов объекта, т. е. найти их субтрактив-ные координаты, причем с учетом побочных явлений при синтезе: взаимного влияния красок, их впитывания в бумагу, мутности. Это освобождает от необходимости рассчитывать количества красок с учетом факторов синтеза, что особенно важно, так как надежных методов расчета пока нет.
Разница субтрактивных координат оригинала-дубликата и репродукции — количественная характеристика искажения цвета в данном процессе.
Прежде чем детально рассматривать дубликационную теорию, необходимо остановиться на положении, лежащем в ее основе: показать, что участки разных поверхностей, имеющие одинаковые цвета, фотографируются одинаково.