Цвет и протоколы CAN

         

Пример одновременного светлотного



Рисунок 3.14. Характеристики изменения цветового тона в результате одновременного контраста (Н. Т. Федоров с сотрудниками) ствовать другим, то последовательный образ от первого из­лучения сложится с ощущением от второго. Это явление и есть последовательный контраст.


Если рассматривать в течение более или менее продол­жительного времени яркий предмет, а затем перевести взгляд на поле равномерной яркости, то на нем возникнет последо­вательный образ сначала более яркий, чем фон, а затем — менее яркий. Более яркий образ называется положитель­ным, менее яркий — отрицательным. Соответственно раз­личают положительный и отрицательный последовательные контрасты.

Назовем цвет, вызвавший последовательный образ, и н-дуцирующим, а цвет образа — индуцируе-м ы м. При последовательном контрасте, как и при одновре­менном, оба цвета приблизительно дополнительны. В рабо­тах Н. Т. Федорова с сотрудниками дается графическое опи­сание соотношений цветов при последовательном контрасте (Рисунок 3.15). Как видно из графика, приблизительная допол­нительность цветов соблюдается только вблизи длин волн 500 и 570 нм. В синей и красной зонах спектра индуцирую­щие и индуцируемые цвета нельзя даже приблизительно на­звать дополнительными.

Длительность существования последовательного образа изучил С. В. Кравков, который показал, в частности, что цвета, индуцированные красным, в общем случае существу­ют более продолжительное время, чем индуцированные фио­летовым.

Еще один эффект зрительного контраста называется кра­евым контрастом. Он состоит в следующем. Если соеди­нить два поля, имеющих разные яркости, то пригранич­ная часть темного поля станет зрительно темнее, а светлого,



Содержание раздела