Пример одновременного светлотного
Рисунок 3.14. Характеристики изменения цветового тона в результате одновременного контраста (Н. Т. Федоров с сотрудниками) ствовать другим, то последовательный образ от первого излучения сложится с ощущением от второго. Это явление и есть последовательный контраст.
Если рассматривать в течение более или менее продолжительного времени яркий предмет, а затем перевести взгляд на поле равномерной яркости, то на нем возникнет последовательный образ сначала более яркий, чем фон, а затем — менее яркий. Более яркий образ называется положительным, менее яркий — отрицательным. Соответственно различают положительный и отрицательный последовательные контрасты.
Назовем цвет, вызвавший последовательный образ, и н-дуцирующим, а цвет образа — индуцируе-м ы м. При последовательном контрасте, как и при одновременном, оба цвета приблизительно дополнительны. В работах Н. Т. Федорова с сотрудниками дается графическое описание соотношений цветов при последовательном контрасте (Рисунок 3.15). Как видно из графика, приблизительная дополнительность цветов соблюдается только вблизи длин волн 500 и 570 нм. В синей и красной зонах спектра индуцирующие и индуцируемые цвета нельзя даже приблизительно назвать дополнительными.
Длительность существования последовательного образа изучил С. В. Кравков, который показал, в частности, что цвета, индуцированные красным, в общем случае существуют более продолжительное время, чем индуцированные фиолетовым.
Еще один эффект зрительного контраста называется краевым контрастом. Он состоит в следующем. Если соединить два поля, имеющих разные яркости, то приграничная часть темного поля станет зрительно темнее, а светлого,