Схема иллюстрирующая особенности
Рисунок 12.11. Схема, иллюстрирующая особенности реальных красок, приводящие к искажению цветовоспроизведения плотностей из-за светорассеяния равноценна примеси белого — «разбеленности» краски. Наконец, возникновение оптической плотности в третьей зоне, связанное с плавностью кривой, равноценно примеси черного к «чистой» краске — «серости» краски.
Вследствие всех этих недостатков число цветов, воспроизводимых реальной триадой, оказывается ограниченным. Оно называется — цветовым охватом триады. Так, красноватые краски не дают возможности воспроизводить чисто-пурпурные цветовые тона, синеватые—чисто-голубые и оранжевые — чисто-желтые. Разбеленность и серость красок ограничивают охват по насыщенности.
Выше было сказано, что цветности красок изменяются с изменением их количеств. Кроме того, из-за светорассеяния оптические плотности красочных наложений оказываются связанными с поверхностными концентрациями красок нелинейно. Эти явления приводят к нелинейности многих зависимостей теории цветовоспроизведения. Будем их аппроксимировать линейными, оговаривая всякий раз приближенность получаемых результатов.
Со светорассеянием в красочных слоях связана весьма существенная особенность процесса цветовоспроизведения. Рассеивающие краски не позволяют получать большие оптические плотности даже при их тройном наложении. В связи с этим теневые участки репродукции, синтезированной ими, получаются недостаточно темнымы. В целом она выглядит осветленной по сравнению с оригиналом. Для устранения этого недостатка на трехкрасочную репродукцию накладывают четвертое частичное изображение — черное. Его градацию рассчитывают так, чтобы краска легла главным образом на темные участки изображения, не загрязняя светлых.
Отрасли техники, использующие прозрачные краски — кинематография, цветная фотография, применяют трехкрасочный синтез, а полиграфия, располагающая мутными, — как правило, четырехкрасочный.
Глава 13
НАЧАЛА ДУБЛИКАЦИОННОЙ ТЕОРИИ