Схемы расположения растровых линий при получении цветоделенных изображений
Рисунок 16.7. Схемы расположения растровых линий при получении цветоделенных изображений:
а — трехкрасочных; б — четырехкрасочных, первый вариант? в — четырехкрасочных, второй вариант
Другой путь ясен из Рисунок 16.5. В зависимости от угла между изображениями период муара имеет минимум, вблизи которого эта величина мало критична. Этот минимум для двухкрасочного муара соответствует 45°. Следовательно, если два обычных растровых изображения сложить под углом 45°, то муар получится минимальным. Этот принцип минимизации муара применим и к трех- и четырехкрасочным муарам. На Рисунок 16.7 даны схемы расположения углов между растровыми линиями на трех-и четырехкрасочных репродукциях, применяемые на практике. В случае трехкрасочных репродукций при получении цветоделенных растровых негативов растры устанавливают так, чтобы направления их линий различались каждый раз на 30°. Это достигается применением круглого растра, который после каждого цветоде-лительного экспонирования поворачивают на соответствующий угол.
При получении четырехкрасочных репродукций возможны два варианта поворотов растра. В первом из них углы между линиями растра при переходе от одного негатива к другому изменяются на 22°30' (Рисунок 16.7, б). Во втором случае углы разные: при получении желтого негатива линии растра устанавливают вертикально, при получении голубого растр поворачивают на 15°, а затем каждый раз на 30°. Первый вариант предпочтительнее, потому что второй по невыясненным пока причинам в некоторых случаях не гарантирует защиты отмуарообразования: велика вероятность возникновения квадратного муара.
Уменьшение муара обеспечивается соблюдением оптимальных углов поворота растра и повышением его линиатуры.
Муар не только ухудшает внешний вид репродукции, но и влияет на результат синтеза ее цветов. Неточность совмещения растровых структур, вызывающая образование муара, приводит к тому, что растровые элементы на некоторых участках изображения не накладываются друг на друга, на других накладываются частично, на третьих совмещаются полностью. Характер же синтеза (см. раздел 16.1.2) зависит от степени совмещения элементов. В связи с этим цвета репродукции оказываются связанными не только с количеством красок, но и с взаимным расположением элементов.
Зависимости относительных площадей красочных наложений от относительных площадей растровых элементов показаны на Рисунок 16.8. Из рисунка видно, что с увеличением растровых площадей на печатной форме площади одинарных наложений имеют максимум при 50 %-ных и равны нулю при нулевых и 100 %-ных площадях растровых элементов на форме. Суммы площадей бинарных (т. е. двойных) наложений и одинарных оказываются меньшими площади общей запечатки и связаны с ней нелинейно.