Субтрактивный синтез цвета
Рисунок 4.11. Субтрактивный синтез цвета с помощью красочных клиньев тавляющей белого излучения (оно представлено зональными составляющими К, 3 и С) (см. Рисунок ).
Совмещая поля голубого, пурпурного и желтого клиньев, можно добиться получения требуемого соотношения основных, пропущенных сложенными полями. Пример этого дан на Рисунок 4.11. Совместив нужные поля клиньев, их проецируют на экран. Цвет на экране образуется в результате субтрактивного синтеза. Если, например, Dжс =0,3 и Dгк = 0,6, то цвет получается вычитанием из белого 50% синего и 75% красного, т. е. смешением основных: 100 % зеленого, 50 % синего и 25 % красного. Он — зелено-голубоватый средней насыщенности.
В случае субтрактивного синтеза для количественного выражения цвета иногда пользуются субтрактив-ными координатами, позволяющими выразить цвет через количества красок, взятых для его синтеза. Методически удобнее, однако, и для характеристики субтрак-тивно получаемых цветов пользоваться обычными цветовыми уравнениями, предварительно рассчитав зональные коэффициенты пропускания красок.
Особенности синтеза в отраженном свете. Красочный слой, регулирующий одно из основных излучений, может использоваться либо на просвет, либо в отраженном свете, т. е. наложенным на бумагу. В первом случае излучение проходит через краску один раз, а во втором — дважды: сначала проникает через краску к бумаге, отражается от нее и вновь выходит через красочный слой *. Краска, наложенная на бумагу, уменьшает ее коэффициент отражения. Рассматривая систему «бумага — краска», принято говорить о коэффициенте отражения краски, хотя на самом деле отражает бумага.
На Рисунок 4.10 показана схема регулирования зональных составляющих белого излучения.
Идеальная желтая краска регулирует отражение синей зональной составляющей, не влияя на отражение остальных (Рисунок 4.12, а). Если же эта краска наложена на постоянный по толщине слой пурпурной (Рисунок 4.12, б), голубой (Рисунок 4.12, в) или обеих вместе (Рисунок 4.12, г), то характер отражения меняется в связи со свойствами указанных красок.
Нетрудно распространить этот пример и на любые случаи совмещения красочных слоев, наложенных на бумагу, с учетом свойств каждой из красок.
Часть II ИЗМЕРЕНИЕ ЦВЕТА
Глава 5